Трамвайное депо им. Русакова
Историческая справка
о развитии Трамвайного депо им. Русакова
с 1912 по 1997 год
В 1912 году был построен производственный корпус с 20-ю смотровыми боксами (канавами).
12 октября 1912 года состоялось открытие Ново-Сокольнического парка. Первые годы парк принадлежал Бельгийскому обществу, затем городской управе.
Подвижной состав парка и количестве 100 единиц, в основном, состоял из вагонов иностранных марок и часть вагонов выпуска Мытищинского и Коломенского заводов.
В конце 1917 года на линии выпускали 30-32 вагона.
В 1921 году Ново-сокольнический парк был переименован в Трамвайное депо имени И.В.Русакова.
К началу Великой Отечественной войны подвижной состав депо был восстановлен и значительно обновлен. Инвентарь вагонов составлял 431 единицу, из них 200 моторных и 231 прицепных вагонов.
Депо было самое большое по количеству инвентаря в СССР. Выпуск вагонов на линию составлял 399 единиц, в т.ч. 182 моторных к 217 прицепных. Депо обслуживало 20 маршрутов, протяженность всех маршрутов составляла 359,8 км. В депо работало 2510 человек, в т.ч.: водителей - 554 чел., ремонтных рабочих - 102 чел.
Среднемесячная зарплата на 1-го списочного работника была 30 руб. 34 коп., у водителей - 46 руб.56 коп., у ремонтных рабочих 42 руб.01 коп.
В годы Великой Отечественной войны выполнялась задания по производству некоторых видов военной продукции.
Работники депо участвовали в сооружении оборонных рубежей г.Москвы.
На 1 января 1946 года подвижной состав состоял из 144 моторных вагонов фонарного и безфонарного типа и 205 прицепных вагонов 4-х осных и 2-х осных. Всего 349 единиц.
До 1957 года, во время весенних паводков, разлив реки Яузы приводил к затоплению территории депо. В периоды эатопления депо подвижной состав размещался на прилегающих улицах и там же слесаря производили ночные осмотры.
Плановые и профилактические ремонты вагонов производили в других трамвайных депо.
Проезд на территорию депо и вывоз жильцов из жилого дома производился на лодках.
В 1953-1955 годах вагоны были оборудованы стеклообогревателями, пневматическими стеклоочистителями, обогревательными устройствами в кабине водителя.
С 1960 по 1964 годы все вагоны были переоборудованы на работу без кондуктора, высвобождено более 700 кондукторов. В этот период времени была пущена в эксплуатацию механизированная моечная мощна для мытья вагонов, оборудована специальная канава для замера коэффициента удельного сопротивления движению, смонтирована установка для проточки колесных пар без выкатки тележек.
С 1965 по 1970 годы был заменен весь старый подвижной состав с моторных вагонов "БФ" и "КМ" и прицепов "СМ" на моторные вагоны МТВ-82, инвентарь на 01.О1.72 г. составлял 245 единиц.
Для ремонта и осмотра вагонов МТВ-82 были оборудованы подъемочные места, смонтирована вторая кран-балка, модернизирована мойка на 1 канаве, расширены проемы ворот под вагоны МТВ-82.
С 1974 по 1981 годы в депо заменен старый подвижной состав: вагоны МТВ-82 на новые вагоны Чехословацкого производства Т-3 - 205 единиц.
С 1972 по 1976 годы велась реконструкция смотровых канав под осмотр вагонов Т-З, а также оборудования.
С 1978 года депо переведено на новую систему планирования и экономического стимулирования, что позволило улучшить технико-экономические показатели работы депо и образование поощрительных фондов по результатам работы, утверждены стабильные нормативы на 1000 км пробега и 1 инвентарный вагон, которые действовали до настоящего времени.
В 1987 году в юбилей 75-летия депо на инвентаре депо было 205 пассажирских вагонов, обслуживало 7 маршрутов, протяженность которых составляла 102,4 км.
Выпуск подвижного состава в депо в будни (по расписанию) составлял 145 единиц.
Среднесписочное число работающих составляло 706 человек, из них 306 водителей и 117 ремонтных рабочих.
Среднемесячная зарплата по депо за 1 полугодие 1987 г. - 201 руб., в том числе у водителей 270 руб., у ремонтных рабочих 215 рублей.
В июне 1990 года поступили в депо первые два вагона 71-608К для замены вагонов Т-З.
С мая 1993 года эксплуатируются два вагона 71-608К с отечественным ТИССу, которые до этого проходили испытания на полигоне в Твери.
С июля 1994 года поступают вагоны Московского типа мод. 71-608КМ.
Для обслуживания и ремонта нового подвижного состава в депо изготовлены и внедрены стенды и оборудование:
1. Стенд для контроля и регулировки токовых установок срабатывания электрических аппаратов.
2. Стенд по проверке электрической прочности изоляции.
3. Стенд для прокатки зубчатой пары тягового редуктора вагона КТМ.
4. Стенд для настройки и испытания электромагнита колодочно-барабанного тормоза.
В 1997 году в юбилей 85-летия депо, на инвентаре депо 145 единиц пассажирских вагонов, в том, числе: 139 единиц вагоны 71-608К и КМ и 6 вагонов Т-З, депо обслуживает 7 маршрутов, протяженностью 89 км.
Выпуск подвижного состава депо а будни (по расписанию) - 110 ед.
Среднесписочное число работающих 730 человек, из них: водителей - 286 человек, ремонтных рабочих - 140 человек.
Со дня открытия Трамвайного депо им. И.В.Русакова было 24 директора.
Первым руководителем был смотритель - Иван Васильевич Михайлов - 1912 год.
С 1986 года и по настоящее время директор депо - Александр Петрович Амплеев.